"Наблюдай и исследуй"

Программа реализует естественнонаучное направлениеи представляет собой систему развивающих занятий, в ходе которых учащиеся получат первоначальные знания о мире веществ и явлениях, происходящих в окружающем мире. Научатся вести наблюдения за объектами и процессами живой и неживой природы, разовьют навыки экспериментальной исследовательской работы.

преподаватели

Шило Светлана Анатольевна -учитель химии и биологии (высшая категория)

Содержание программы

1. Введение. Знакомство с целями и задачами курса. Правила поведения в лаборатории. Техника безопасности при выполнении экспериментальных работ.

Знакомство с лабораторной посудой и нагревательными приборами. Правила обращения со стеклянной посудой и спиртовкой.

Практикум: Нагревание жидкости в пробирке, прокаливание твёрдых веществ.

Способы и методы познания окружающего мира: наблюдение, измерение, эксперимент.

Практикум: Измерение длины, массы, температуры тела.

Мы исследователи.Требования к проведению исследовательских работ. Постановка проблемы, формулирование целей и задач, выдвижение гипотезы.

Практикум: Составление плана проведения исследования.

Извлекаем массу полезной информации.Работа с печатными информационными источниками и Интернет-ресурсами. Поиск и выделение необходимой и второстепенной информации. Адекватная оценка информации, представленной в средствах массовой информации.

Практикум: Работа с текстом по плану.

2. Тела и вещества. Строение веществ и их свойства.

Что такое вещество. Состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное. Признаки веществ: цвет, запах, отношение к воде и магниту.

Практикум: Описание свойств веществ по плану.

Атомы. Молекулы. Размеры атомов и молекул. Расположение атомов и молекул в твёрдых веществах, жидкостях и газах. Движение атомов и молекул. Зависимость скорости движения частиц от температуры. Диффузия.

Практикум: Наблюдение диффузии в жидкости и газах.

Свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ.Деформация, упругость, пластичность. Сохранение или изменение формы и объёма твёрдыми веществами, жидкостями и газами.

Практикум: Наблюдение за изменением объёма вещества при нагревании.

Вещества и смеси.Отличие чистых веществ от смесей. Сохранение индивидуальных свойств веществ в смесях. Способы разделения веществ в смесях: отстаивание, фильтрование, выпаривание, действие магнитом.

Практикум: Фильтрование загрязнённой воды.

3. Школа исследователя.

Изменения, происходящие с веществами.Физические и химические явления. Признаки химических явлений.

Практикум: Наблюдение физических и химических явлений.

Растворение.Растворитель. Раствор. Вещества растворимые и нерастворимые. Концентрация растворов. Значение растворов в жизни человека.

Практикум:  Растворение веществ в различных растворителях. Приготовление растворов различной концентрации.

Адсорбция. Что такое адсорбция, для чего её используют. Адсорбент. Адсорбция в жидкой среде и газах.

Практикум: Наблюдение адсорбции в жидкостях и газах.

Свойства воды. Вода, которую мы пьём. Жёсткость воды. Анализ воды из природных водоёмов. Причины загрязнения источников воды. Способы очистки воды.

 

Состав воздуха и свойства воздуха. Значение воздуха для живых организмов.

Практикум: Определение свойств воздуха: прозрачность, цвет, запах, вес, давление, сжимаемость и упругость, изменение формы и объёма. Изменение объёма воздуха при нагревании и охлаждении.

Свойства кислорода и углекислого газа. Способность или неспособность поддерживать дыхание и горение.

Практикум: Получение кислорода разложением пероксида водорода обнаружение его тлеющей лучинкой. Получение углекислого газа при горении и обнаружение его с помощью известковой воды.

Кислоты. Что такое кислота. Минеральные и органические кислоты.

Практикум: Обнаружение кислот в ягодах и фруктах. Сравнение свойств органических и неорганических кислот.

Почва.Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

Практикум: Изучение свойств и состава почвы с пришкольного участка

Химический состав растений.Неорганические и органические вещества, входящие в состав растений, их роль в жизнедеятельности растений.

 

Исследовательская работа: Изучение условий, необходимых для протекания процесса фотосинтеза.

Семя.Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян.

Исследовательская работа: Изучение условий прорастания семян.

4. Что можно получить в школьной лабратории.

Чернила. Из истории чернил.

Практикум: Получение чернил из сажи и зелёного чая.

Кристаллы. Кристаллизация.

Практикум: Получение  кристаллов меди.  Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса.

Стекло. Из истории стекла. Способы получения стекла.

Практикум: Получение легкоплавкого стекла.

Бумага. Как получают бумагу.

Практикум: Получение бумаги в школьной лаборатории из макулатуры.

5.  Оформление и презентация результатов иследования. Подведение итогов работы.

Цели программы

Цель: Создание условий для формирования у учащихся интереса к миру веществ и явлений, происходящих в окружающем мире, через исследовательскую деятельность.

Задачи:

- Научить учащихся наблюдать за процессами, происходящими в природе. 

- Развивать умения и навыки исследовательской деятельности.

- Формировать научное мировоззрение учащихся, навыки коммуникативной культуры, бережное отношение к объектам природы.

Результат программы

Данный курс даёт возможность учащимся достичь следующих результатов:

I. Личностные:

- формирование мотивации к обучению и познанию;

- формирование способности саморазвития, самообразования и самоопределения;

- приобретение опыта самостоятельной работы;

- создание основы для формирования интереса к предметам естественного цикла.

II. Метапредметные:

1) Регулятивные.  Учащиеся овладеют навыками:

- планирования учебных действий на основе поставленных целей и задач;

- прогнозирования конечного результата;

- контроля и коррекции результатов работы;

- аргументированной оценки своих действий и действий одноклассников;

- рефлексии способов и условий действий.

2) Познавательные. Учащиеся научатся:

- самостоятельно выделять проблему, формулировать цели и задачи предстоящей работы, планировать учебную деятельность в соответствие с поставленными целями и задачами, находить способы решения проблем;

- извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе из Интернета и работать с ней;

- анализировать и классифицировать объекты с целью выявления признаков, обобщать, сравнивать, проводить аналогию, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать выводы, строить речевые высказывания;

- на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования, решения проблем, исследования.

3) Коммуникативные. Учащиеся научатся:

- планировать свою деятельность в сотрудничестве с одноклассниками;

- выражать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- воспринимать различные точки зрения и интересы;

- вести диалог с оппонентами;

- осуществлять взаимный контроль и коррекцию, оказывать необходимую взаимопомощь.

III. Предметные: Данный курс поможет учащимся:

- получить первоначальные представления о веществах, их превращениях и применении, научиться устанавливать связи между реально наблюдаемыми явлениями и  процессами, происходящими в мире атомов и молекул;

- получить навыки безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, научиться планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

- приобрести опыт применения методов изучения веществ, наблюдения за их свойствами, проведения простейших опытов с использованием лабораторного оборудования.

Особые условия проведения

Программа предназначена для работы с обучающимися  среднего и старшего школьного возраста (13-14 лет). В этом возрасте у ребят формируется определённый уровень интересов и мотивация к данному виду деятельности.

Для обучения принимаются все желающие. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей). Количество обучающихся до 15 человек.

Материально-техническая база

Учебная мебель:

• Кабинет (хорошо освещён) – 1

• Столов – 9

• Стулья – 18

• Вытяжной шкаф – 1

Информационное обеспечение:

• ноутбук-1

• проектор-1

Инструменты и материалы:

• химическое оборудование и химическая посуда: спиртовки, пробирки, химические стаканы, воронки, колбы, штативы, лупы, выпарительные чашки, ступки и пестики.

• химические реактивы:

1) простые вещества - медь, натрий, алюминий, магний, железо, цинк;

2) оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния;

3) кислоты - соляная, серная, азотная;

4) основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;

5) соли-хлориды натрия, меди (II), железа (III); нитраты калия, натрия, серебра;

сульфаты меди (II), железа (II), железа (III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия;

6) органические соединения - крахмал, глицерин, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус