- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Химия
- "Наблюдай и исследуй"
Рекомендуем посмотреть
"Наблюдай и исследуй"
Программа реализует естественнонаучное направлениеи представляет собой систему развивающих занятий, в ходе которых учащиеся получат первоначальные знания о мире веществ и явлениях, происходящих в окружающем мире. Научатся вести наблюдения за объектами и процессами живой и неживой природы, разовьют навыки экспериментальной исследовательской работы.
преподаватели
Шило Светлана Анатольевна -учитель химии и биологии (высшая категория)
Содержание программы
1. Введение. Знакомство с целями и задачами курса. Правила поведения в лаборатории. Техника безопасности при выполнении экспериментальных работ.
Знакомство с лабораторной посудой и нагревательными приборами. Правила обращения со стеклянной посудой и спиртовкой.
Практикум: Нагревание жидкости в пробирке, прокаливание твёрдых веществ.
Способы и методы познания окружающего мира: наблюдение, измерение, эксперимент.
Практикум: Измерение длины, массы, температуры тела.
Мы исследователи.Требования к проведению исследовательских работ. Постановка проблемы, формулирование целей и задач, выдвижение гипотезы.
Практикум: Составление плана проведения исследования.
Извлекаем массу полезной информации.Работа с печатными информационными источниками и Интернет-ресурсами. Поиск и выделение необходимой и второстепенной информации. Адекватная оценка информации, представленной в средствах массовой информации.
Практикум: Работа с текстом по плану.
2. Тела и вещества. Строение веществ и их свойства.
Что такое вещество. Состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное. Признаки веществ: цвет, запах, отношение к воде и магниту.
Практикум: Описание свойств веществ по плану.
Атомы. Молекулы. Размеры атомов и молекул. Расположение атомов и молекул в твёрдых веществах, жидкостях и газах. Движение атомов и молекул. Зависимость скорости движения частиц от температуры. Диффузия.
Практикум: Наблюдение диффузии в жидкости и газах.
Свойства твёрдых, жидких и газообразных веществ.Деформация, упругость, пластичность. Сохранение или изменение формы и объёма твёрдыми веществами, жидкостями и газами.
Практикум: Наблюдение за изменением объёма вещества при нагревании.
Вещества и смеси.Отличие чистых веществ от смесей. Сохранение индивидуальных свойств веществ в смесях. Способы разделения веществ в смесях: отстаивание, фильтрование, выпаривание, действие магнитом.
Практикум: Фильтрование загрязнённой воды.
3. Школа исследователя.
Изменения, происходящие с веществами.Физические и химические явления. Признаки химических явлений.
Практикум: Наблюдение физических и химических явлений.
Растворение.Растворитель. Раствор. Вещества растворимые и нерастворимые. Концентрация растворов. Значение растворов в жизни человека.
Практикум: Растворение веществ в различных растворителях. Приготовление растворов различной концентрации.
Адсорбция. Что такое адсорбция, для чего её используют. Адсорбент. Адсорбция в жидкой среде и газах.
Практикум: Наблюдение адсорбции в жидкостях и газах.
Свойства воды. Вода, которую мы пьём. Жёсткость воды. Анализ воды из природных водоёмов. Причины загрязнения источников воды. Способы очистки воды.
Состав воздуха и свойства воздуха. Значение воздуха для живых организмов.
Практикум: Определение свойств воздуха: прозрачность, цвет, запах, вес, давление, сжимаемость и упругость, изменение формы и объёма. Изменение объёма воздуха при нагревании и охлаждении.
Свойства кислорода и углекислого газа. Способность или неспособность поддерживать дыхание и горение.
Практикум: Получение кислорода разложением пероксида водорода обнаружение его тлеющей лучинкой. Получение углекислого газа при горении и обнаружение его с помощью известковой воды.
Кислоты. Что такое кислота. Минеральные и органические кислоты.
Практикум: Обнаружение кислот в ягодах и фруктах. Сравнение свойств органических и неорганических кислот.
Почва.Состав и структура почвы. Плодородие почвы.
Практикум: Изучение свойств и состава почвы с пришкольного участка
Химический состав растений.Неорганические и органические вещества, входящие в состав растений, их роль в жизнедеятельности растений.
Исследовательская работа: Изучение условий, необходимых для протекания процесса фотосинтеза.
Семя.Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян.
Исследовательская работа: Изучение условий прорастания семян.
4. Что можно получить в школьной лабратории.
Чернила. Из истории чернил.
Практикум: Получение чернил из сажи и зелёного чая.
Кристаллы. Кристаллизация.
Практикум: Получение кристаллов меди. Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса.
Стекло. Из истории стекла. Способы получения стекла.
Практикум: Получение легкоплавкого стекла.
Бумага. Как получают бумагу.
Практикум: Получение бумаги в школьной лаборатории из макулатуры.
5. Оформление и презентация результатов иследования. Подведение итогов работы.
Цели программы
Цель: Создание условий для формирования у учащихся интереса к миру веществ и явлений, происходящих в окружающем мире, через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Научить учащихся наблюдать за процессами, происходящими в природе.
- Развивать умения и навыки исследовательской деятельности.
- Формировать научное мировоззрение учащихся, навыки коммуникативной культуры, бережное отношение к объектам природы.
Результат программы
Данный курс даёт возможность учащимся достичь следующих результатов:
I. Личностные:
- формирование мотивации к обучению и познанию;
- формирование способности саморазвития, самообразования и самоопределения;
- приобретение опыта самостоятельной работы;
- создание основы для формирования интереса к предметам естественного цикла.
II. Метапредметные:
1) Регулятивные. Учащиеся овладеют навыками:
- планирования учебных действий на основе поставленных целей и задач;
- прогнозирования конечного результата;
- контроля и коррекции результатов работы;
- аргументированной оценки своих действий и действий одноклассников;
- рефлексии способов и условий действий.
2) Познавательные. Учащиеся научатся:
- самостоятельно выделять проблему, формулировать цели и задачи предстоящей работы, планировать учебную деятельность в соответствие с поставленными целями и задачами, находить способы решения проблем;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе из Интернета и работать с ней;
- анализировать и классифицировать объекты с целью выявления признаков, обобщать, сравнивать, проводить аналогию, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и обосновывать их, формулировать выводы, строить речевые высказывания;
- на практике пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования, решения проблем, исследования.
3) Коммуникативные. Учащиеся научатся:
- планировать свою деятельность в сотрудничестве с одноклассниками;
- выражать свои мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- воспринимать различные точки зрения и интересы;
- вести диалог с оппонентами;
- осуществлять взаимный контроль и коррекцию, оказывать необходимую взаимопомощь.
III. Предметные: Данный курс поможет учащимся:
- получить первоначальные представления о веществах, их превращениях и применении, научиться устанавливать связи между реально наблюдаемыми явлениями и процессами, происходящими в мире атомов и молекул;
- получить навыки безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, научиться планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
- приобрести опыт применения методов изучения веществ, наблюдения за их свойствами, проведения простейших опытов с использованием лабораторного оборудования.
Особые условия проведения
Программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего школьного возраста (13-14 лет). В этом возрасте у ребят формируется определённый уровень интересов и мотивация к данному виду деятельности.
Для обучения принимаются все желающие. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей). Количество обучающихся до 15 человек.
Материально-техническая база
Учебная мебель:
• Кабинет (хорошо освещён) – 1
• Столов – 9
• Стулья – 18
• Вытяжной шкаф – 1
Информационное обеспечение:
• ноутбук-1
• проектор-1
Инструменты и материалы:
• химическое оборудование и химическая посуда: спиртовки, пробирки, химические стаканы, воронки, колбы, штативы, лупы, выпарительные чашки, ступки и пестики.
• химические реактивы:
1) простые вещества - медь, натрий, алюминий, магний, железо, цинк;
2) оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния;
3) кислоты - соляная, серная, азотная;
4) основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;
5) соли-хлориды натрия, меди (II), железа (III); нитраты калия, натрия, серебра;
сульфаты меди (II), железа (II), железа (III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия;
6) органические соединения - крахмал, глицерин, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус