Игровая логика

Используя шахматы в прикладных целях, можно, во – первых, приобщить детей к древней игре, во – вторых, способствовать их двигательной активности за счет интегрированных интеллектуально – спортивных подвижных игр на основе теории шахмат.

Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать учебные задачи. Занятия в объединении данной направленности дают возможность интегрировать  изучение таких предметов как математика и информатика.

 Такой полифункциональный характер организации образовательной сферы способствует, как и интеллектуальному развитию детей, развитию логического и абстрактного мышления, так и совершенствованию физических качеств, укреплению здоровья в рамках школьного образования за счет применения полученных шахматных знаний в физических упражнениях и двигательных действиях.

преподаватели

Приходько Дина Павловна, учитель начальных классов, прошедшая курсовую подготовку по методике преподавания шахмат

Содержание программы

Программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры» и  «Практико-соревновательная деятельность. 

* История шахмат;

* Базовые понятия шахматной игры;

* Практико-соревновательная деятельность 

Цели программы

равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами

Результат программы

B результате освоения курса обучающиеся должны приобрести:

-       знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

-       знания об истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;

-       знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;

-       умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках;

-       навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны:

* объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

* знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

* знать правила хода и взятия каждой фигуры;

* ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

* правильно располагать шахматную доску между партнерами;

* правильно расставлять фигуры перед игрой;

* различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

* рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

* знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

* знать «цену» каждой шахматной фигуры;

* усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзѐм и королѐм;

* овладеть способом «взятия на проходе»;

* записывать шахматную партию;

* уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с записью своих ходов и ходов соперника.

Особые условия проведения

Набор в группу творческого объединения осуществляется на основе свободного выбора детей. Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора в разновозрастную группу постоянного состава без гендерного разделения

Материально-техническая база

Занятия могут проводиться как в  учебном кабинете дополнительного образования, так и в компьютерном классе. Помещения для занятий просторные, хорошо освещенные, проветриваемые.

         Данная программа обеспечена учебниками и творческими тетрадями для общеобразовательных учреждений авторов: Уманской Э.Э., Волковой Е.И., Прудниковой Е.А.

Технические средства обучения: ноутбук, сканер,  принтер, копировальный аппарат, экранно-звуковые пособия. 

Учебно-практическое оборудование: демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами, индивидуальные шахматные доски, кегли, мяч из поролона, обруч пластиковый детский.  Флажки: разметочные с опорой, стартовые, лента финишная, шахматные часы.

     Компьютерный класс с наличием 13 рабочих мест и  установленной программой разноуровневой игры в шахматы.  Все рабочие места обеспечены выходом в интернет.