ДОП "Удивительное рядом"

Программа дополнительного образования «Удивительное рядом» предназначена для ознакомления учащихся 6-7 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Занятия в кружке должны способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики.

преподаватели

Конченко Наталья Сергеевна

Содержание программы

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и технике безопасности на занятиях кружка. Основы эксперимента.

1.Механические явления (7 ч)

Инерция. Эксперимент «Удар». Инерция. Эксперимент «Яйцо в стакане». Инерция Эксперимент « Необычная поломка». Центробежная сила. Эксперимент « Вращающийся  зонтик» «Вращение воды». Равновесие. Эксперимент « Птичка».. Эксперимент «Центр тяжести». Реактивное движение. Эксперимент « Фокус с шариком». Волны на поверхности жидкости. Эксперимент «Картинка на воде»

2.Тепловые явления (2 ч)

Способы теплопередачи. Эксперимент « Змея и бабочка». Способы теплопередачи .Эксперимент «Русская печка»

3.Кристаллы (1 ч)

Кристаллы

4.Давление (6 ч)

 

Давление твердых тел. Эксперимент « След». Давление жидкости. Эксперимент «Жидкость давит снизу вверх» . Эксперимент « Давление не зависит от формы сосуда»

Давление газа. Эксперимент « Картезианский водолаз». Эксперимент «Случай с воронкой». Атмосферное давление. Эксперимент «Почему не выливается» Эксперимент « Вода в стакане». Атмосферное давление. Эксперимент «Сухая монета». Атмосферное давление. Эксперимент «Яйцо в бутылке»

5.Выталкивающее действие жидкости и газа(3 ч)

Выталкивающее действие жидкости. Эксперимент « Наподобие подводной лодки», Эксперимент «Пластилин». Выталкивающее действие жидкости. Эксперимент «Выталкивание воды погружённым в неё предметом». Выталкивающее действие газа Эксперимент «Парашют»

6.Световые явления(5 ч)

Образование тени и полутени. Эксперимент «Солнечные и лунные затмения». Отражение света Эксперимент « Отражение света от поверхности воды». Эксперимент  «Полное отражение».  Эксперимент «Невидимая монета». Оптические приборы Эксперимент « Лупа» Эксперимент « Бинокль». Оптические иллюзии. Обман зрения.

7.Электрические явления(2 ч)

Электризация. Эксперимент « Живые предметы». Электризация . Эксперимент « Танцующие хлопья».. Электризация .Эксперимент «Энергичный песок». Эксперимент «Заколдованные шарики». Электрические цепи. Эксперимент «Сортировка.».. Эксперимент «Волшебный компас»

8.Магнитные явления(2 ч)

Магниты и их взаимодействие. Эксперимент «Фокусы с магнитами». Компас из намагниченной иглы на воде

9.Поверхностное натяжение (3 ч)

Поверхностное натяжение. Эксперимент «Плавающая игла». Эксперимент. «»Бездонный бокал». Эксперимент «Мыльные пленки».Упрямый шарик и поверхностное натяжение

Цели программы

-формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;

-приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ;

-подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Результат программы

-феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;

-умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

-научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

-научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

-умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

-умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

-умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

-формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

-развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

-коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Материально-техническая база

1. Ноутбук  - рабочее место учителя и учащихся

2. Мультимедиа проектор

3. Интерактивная доска

4. Принтер (лазерный)

5. Оборудование необходимое для экспериментов