"Юный альпинист"

Программа содержит рекомендации по организации тренировочного процесса скалолазов на различных этапах многолетней подготовки, по построению годичного цикла, по содержанию типовых тренировочных занятий, по контрольным и переводным нормативам и системе медико-биологического обеспечения.

В данной программе учебные занятия направлены на получение детьми базовых навыков скалолазания, на психическое, интеллектуальное и физическое развитие детей, на укрепление их здоровья, на приобщение детей к общекультурным и культурным ценностям.

преподаватели

Доржу Юлия Наилевна, педагог дополнительного образования.

Расписание

группа 13-17 лет среда, пятница- 17.00-17.40

группа 7-12 лет пятница-14.30-15.10

Содержание программы

Краткий обзор развития скалолазания в России. Скалолазание как вид спорта. Связь скалолазания с альпинизмом. Скалолазание, как средство физического развития и повышения мастерства спортсменов альпинистов. Влияние занятий скалолазанием на организм занимающихся. Значение и место скалолазания в системе физического воспитания. Краткий исторический обзор развития скалолазания в СССР, России и за рубежом. Международные турниры по скалолазанию. Чемпионаты мира, Европы. Краткий обзор развития скалолазания в области, городе.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях Организация страховки и обеспечение безопасности во время тренировки, обеспечение безопасности при занятиях. Организация и требования, предъявляемые к страховке. Базовые виды и приемы верхней страховки. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей. Ответственность каждого участника перед собой и другими членами группы.

Снаряжение, применяемое скалолазами на тренировках.Виды снаряжения, их конструктивные особенности. Знакомство со специальным снаряжением скалолаза. Особенности подбора обуви, страховочной системы.

Краткая характеристика техники лазания. Соревнования по скалолазанию. Правила скалолазания Виды лазания. Понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Приемы лазания. Формы скального рельефа. Крутизна рельефа. Зависимость техники лазания от крутизны рельефа. Понятие траверса, особенности движения траверсом. Спуск со скалы. Способы спуска, снаряжение, применяемое для спуска. Правила соревнований. Меры, обеспечивающие безопасность проведения соревнований (подготовка дистанций, судейская страховка). Права и обязанности участников соревнований. Порядок проведения соревнований. Определение результатов. Многоборье в скалолазании. Лазание на скорость. Правила Невысокой интенсивности, эстафеты с элементами лазания или имитаций лазания. В специальную разминку должны входить упражнения на растягивания мышц, участвующих в процессе лазания, лазание по несложным разнообразным модулям, упражнения на координацию движений.

Основные двигательные характеристики при лазании: время реакции, скорость выполнения отдельных движений и темп продвижения. Скоростной бег. Игры с быстрой реакцией, скорость в различных разминочных упражнениях, отработка движений на стенде, стенке. Быстрота движений должна отвечать требованиям: технический уровень должен позволять выполнять данное упражнение с максимальной скоростью; трасса освоена для прохождения с максимальной скоростью; продолжительность работы должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость не снижалась из-за утомления.

 Сгибание корпуса вперед (стоя на скамейке или тумбе при выпрямленных коленях наклоняется корпус вниз); поперечные и продольные полушпагаты; наклоны корпуса к ноге, стоящей на опоре на уровне пояса и к ноге ,стоящей на полу, как на станке в балетной подготовке). Упражнения на снарядах, столбах, кирпичных стенках.  Ходьба на равновесие, разные виды ходьбы «на трении», передвижение по наклонным плоскостям без помощи рук, перешагивание, перелазание.

Техника – основа спортивного мастерства. Развитие техники, ее особенности в различных видах спорта. Основы и элементы (фазы) техники выполнения упражнений. Влияние техники на спортивный результат в период улучшения или ухудшения условий занятий и соревнований. Индивидуальные особенности спортивной техники, связанные с анатомическим строением спортсмена. Техника работы рук скрестные движения руками; смена рук на зацепе; хваты («активный», «пассивный», подхват, «откид»); базовые приемы постановки рук на модулях.

 Способы передвижения по рельефу: вверх; траверсом; лазание вниз; свободное лазание; лазание с верхней страховкой: вертикальный подъем, траверсы, лазание вниз. Упражнения для корпуса горизонтальное равновесие; подъем туловища (из положения лежа на спине с приподнятыми ногами приподнимать верхнюю часть туловища на 30 градусов); боулдеринг (короткие силовые трассы на скалодроме);  упражнения для равновесия на одной ноге, прохождение по тонкой перекладине. Туристические узлы и страховочные блоки Требования к веревке, требования к узлам (диаметр веревки основной и вспомогательной, ровный рисунок узла). Освоение вязание основных узлов. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра (морской, академический). Штыковые узлы (удавка, штык). Петли (проводник, проводник восьмерка). Узлы для верхней и нижней страховки (проводник восьмерка одним концом). Практика применения узлов (крепление веревки к опоре, к системе). Спусковые устройства («восьмерка»), Устройство для страховки «гри-гри».

 Участие в соревнованиях Соревнования в учебной группе, и областного уровней в дисциплинах трудность. Разбор ошибок. Приемы исправления ошибок во время соревнований. Выполнение контрольных нормативов

Цели программы

Развитие физических способностей детей через занятие скалолазанием.

Результат программы

Ожидаемые результаты. 
По окончанию обучения учащиеся будут знать:
- понятия: разминка, основная часть тренировки, заключительная часть тренировки;
- понятия: верхняя и нижняя страховка, точки страховки, динамическая и статическая веревка;
- виды страхующих устройств, принципы работы со страхующими устройствами;
- тактику поведения спортсмена перед стартом в зависимости от стартового номера;
- достижения российских спортсменов на международных соревнованиях по скалолазанию;
- упражнения для развития скоростных качеств, выносливости, силы, ловкости, гибкости;
- упражнения подводящие, настроенные, специальные для развития техники, а также тренажеры и технические устройства, используемые в овладении спортивной техникой скалолазания;
- основные принципы психологической подготовки спортсмена перед стартом.
Овладеют умением:
- страховать друг друга при помощи специальных страхующих устройств;
- использовать различные упражнения во время заключительной части тренировки;
- выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке.
Метапредметные
Разовьют познавательные способности через:
психические процессы, задействованные во время лазания:
- восприятие (целостность и структурность образа),
- внимание (концентрация и устойчивость),
- память (зрительная и кинематическая),
- мышление (пространственное и креативное).
Разовьют конструктивные способности через овладение техникой скалолазания по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий), по памяти, по схемам.
Личностные
Сформируют трудовые навыки (следить за порядком в спортивном комплексе).
Научатся приемам устной передачи знаний друзьям и родным.

 

Особые условия проведения

Наличие медицинской справки о состоянии здоровья, группе здоровья.

Материально-техническая база

Спортивный зал:

- Размер: длина -  18 м ; ширина- 9 м.

- площадь: 162 кв.м     

- освещение: искусственное и естественное.

- покрытие пола: деревянное.

Спортивная площадка:

- беговая дорожка

Оборудование:

- стенка гимнастическая – 2 шт.

- перекладина – 2 шт.

- скакалки – 10 шт.

- скалодром – 1 шт.

- зацепы – 40 шт.

- веревки – 3 шт.

- карабины – 6 шт.

- страховочные системы – 10 шт.

 - страховочные устройства – 10 шт.

Стоимость

бюджетное финансирование в рамках муниципального задания