"Промышленный дизайн"

Дизайн является одной из основных сфер творческой деятельности человека, направленной на проектирование материальной среды. В современном мире дизайн охватывает практически все сферы жизни. В связи с этим всё больше возрастает потребность в высококвалифицированных трудовых ресурсах в области промышленного (индустриального) дизайна.

Программа учебного курса «Промышленный дизайн» направлена на междисциплинарную проектно-художественную деятельность с интегрированием естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося.

Учебный курс «Промышленный дизайн» фокусируется на приобретении обучающимися практических навыков в области определения потребительской ниши товаров, прогнозирования запросов потребителей, создания инновационной продукции, проектирования технологичного изделия.

В программу учебного курса заложена работа над проектами, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли концептуалиста, стилиста, конструктора, дизайн- менеджера. В процессе разработки проекта обучающиеся коллективно обсуждают идеи решения поставленной задачи, далее осуществляют концептуальную проработку, эскизирование, макетирование, трѐхмерное моделирование, визуализацию, конструирование, прототипирование, испытание полученной модели, оценку работоспособности созданной модели. В процессе обучения производится акцент на составление технических текстов, а также на навыки устной и письменной коммуникации и командной работы.

Учебный курс «Промышленный дизайн» представляет собой самостоятельный модуль, изучаемый в течение учебного года параллельно с освоением программ основного общего образования в предметных областях «Математика», «Информатика», «Физика»,

«Изобразительное искусство», «Технология», «Русский язык». Курс «Промышленный дизайн» предполагает возможность участия обучающихся в соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. Предполагается, что обучающиеся овладеют навыками в области дизайн- эскизирования, трѐхмерного компьютерного моделирования.

 

 

 

 

 

 

преподаватели

Каюкова Наталья Юрьевна учитель технологии

Содержание программы

Программа предполагает постепенное расширение знаний и их углубление,   приобретение умений в области проектирования, конструирования и изготовления   продукта.

Занятия предполагают развитие личности:

•развитие интеллектуального потенциала обучающегося (анализ, синтез, сравнение);

•развитие практических умений и навыков (эскизирование, 3D-моделирование, конструирование, макетирование, прототипирование, презентация).

Учебно-воспитательный процесс направлен на формирование и развитие у обучающихся таких важных социально значимых качеств, как готовность к нравственному самоопределению, стремление к сохранению и приумножению технических, культурных и исторических ценностей. 

Содержание тем программы

 

1.      Кейс «Объект из будущего»

Знакомство с методикой генерирования идей с помощью карты ассоциаций.

Применение методики на практике. Генерирование оригинальной идеи проекта.

              Построение карты ассоциаций на основе социального и технологического прогнозов будущего. Формирование идей на базе многоуровневых ассоциаций. Проверка идей с помощью сценариев развития и

«линз» (экономической, технологической, социально-политической и экологической). Презентация идеи продукта группой.

            Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой.

            Создание макета из бумаги, картона и ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам.

            Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объѐма. Создание подробного эскиза проектной разработки в технике скетчинга.

 

2.      Кейс «Пенал»

 

          Формирование команд. Анализ формообразования промышленного изделия на примере школьного пенала. Сравнение разных типов пеналов (для сравнения используются пеналы обучающихся). 

          Выполнение натурных зарисовок пенала в технике скетчинга.

          Выявление неудобств в пользовании пеналом. Генерирование идей по улучшению объекта. Фиксация идей в эскизах и плоских макетах.

               

                   Создание действующего прототипа пенала из бумаги и картона.  иальные отличия от существующего аналога.

                 Испытание прототипа. Внесение изменений в макет. Презентация проекта перед аудиторией.

 

3.      Кейс «Космическая станция»

Знакомство с объѐмно-пространственной композицией на примере создания трѐхмерной модели космической станции.

            Понятие объѐмно-пространственной композиции в промышленном дизайне на примере космической станции. 

            Основы 3D-моделирования: знакомство с интерфейсом программы Fusion 360, освоение проекций и видов, изучение набора команд и инструментов.

              Создание трѐхмерной модели космической станции в программе Fusion 360.

            Изучение основ визуализации в программе Fusion 360, настройки параметров сцены. 

 

4.      Кейс «Как это устроено?»

Изучение функции, формы, эргономики, материала, технологии изготовления, принципа функционирования. 

            Формирование команд. Выбор промышленного изделия для дальнейшего изучения. Анализ формообразования и эргономики промышленного изделия.

            Изучение принципа функционирования промышленного изделия.

            Подробнаяфотофиксация деталей и элементов промышленного изделия.

            Подготовка материалов для презентации проекта (фото- и видеоматериалы).

              Создание презентации. Презентация результатов исследования перед аудиторией.

 

 

5.      Кейс «Механическое устройство»

Изучение на практике и сравнительная аналитика механизмов набора LEGO Education

«Технология и физика». Проектирование объекта.

            Введение: демонстрация и диалог на тему устройства различных механизмов и их применения в жизнедеятельности человека.

 

                   Сборка выбранного на прошлом занятии механизма с использованием инструкции из набора и при минимальной помощи наставника.

            Демонстрация работы собранных механизмов и комментарии принципа их работы. Сессия вопросов-ответов, комментарии наставника.

            Введение в метод мозгового штурма. 

            Отбираем идеи, фиксируем в ручных эскизах.

            3D-моделирование объекта во Fusion 360.

                            3D-моделирование объекта во Fusion 360, сборка материалов для презентации.

            Выбор и присвоение модели материалов. Настройка сцены. Рендеринг.

            Сборка презентации в Readymag, подготовка защиты.

            Защита командами проектов.

 

 

Цели программы

Цель программы: освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии.

Результат программы

В результате освоения программы обучающиеся должны

знать:

–    правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием.

уметь:

–    применять на практике методики генерирования идей; 

–     анализировать формообразование промышленных изделий;

–    строить изображения предметов по правилам линейной перспективы;

–    передавать с помощью света характер формы;

–    различать и   характеризовать              понятия:         пространство,                 ракурс,                   воздушная перспектива;

–    получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна;

–    применять навыки формообразования, использования объѐмов в дизайне (макеты из бумаги, картона);

–    работать с программами трѐхмерной графики (Fusion 360);

–    описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;

–    анализировать возможные технологические решения, 

–    оценивать условия применимости                   технологии,    в   том                 числе     с                      позиций экологической защищѐнности;

–    выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

–    модифицировать   имеющиеся      продукты     в        соответствии     с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;

–    оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии;

–    проводить оценку и испытание полученного продукта;

–    представлять свой проект.

владеть:

–    научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами проектирования, 

Выпускник овладеет:

●       навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов , умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

●       различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);

●       познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом.

                   Выпускник получит возможность:

●       практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

●       познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

●       познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

●       получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

Выпускник научится:

●       следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;

●       оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищѐнности;

●       в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый  план     несколько  технологий   

●       проводить оценку и испытание полученного продукта;

●       проводить            анализ           потребностей         в                     тех   или                 иных    материальных   или информационных продуктах;

●       описывать технологическое               решение        с            помощью                  текста,                рисунков, графического изображения;

●       проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных проектов, предполагающих:

▪         определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе),

▪         встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку,

▪         изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;

●       проводить и анализировать разработку и/или реализацию технологических проектов, предполагающих:

▪         оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике),

▪         разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;

●       проводить и анализировать разработку и/или реализацию проектов, 

Выпускник получит возможность научиться:

●                   выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

●                   модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией.  

●                   технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.

Особые условия проведения

Требования к кадровым ресурсам:

●       укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;

●       уровень квалификации педагогических, руководящих и иных работников образовательного учреждения;

●       непрерывность профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу.

Компетенции   педагогического  работника,   реализующего  основную образовательную программу:

●       навык обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивированияобучающихся;

●       навык осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;

●       владение инструментами проектной деятельности;

●       умение организовывать  и сопровождать учебно-исследовательскую             и проектную деятельность обучающихся;

●       умение интерпретировать результаты достижений обучающихся;

●       базовые навыки работы в программах для трѐхмерного моделирования (Fusion 360, SolidWorks и др.);

базовые навыки эскизирования, макетирования и прототипирования

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации программы Аппаратное и техническое обеспечение:

–  Рабочее место обучающегося:

ноутбук: производительность процессора (по тесту PassMark — CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2000 единиц; объѐм оперативной памяти: не менее 4 Гб; объѐм накопителя SSD/еММС: не менее

128 Гб (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками);

мышь.

–  Рабочее место наставника:

ноутбук: процессор IntelCore i5-4590/AMD FX 8350 — аналогичная или более новая модель, графический процессор NVIDIA GeForce GTX 970, AMD Radeon R9 290 — аналогичная или более новая модель, объѐм оперативной памяти: не менее 4 Гб, видеовыход HDMI 1.4, DisplayPort 1.2 или более новая модель (или соответствующий по характеристикам персональный компьютер с монитором, клавиатурой и колонками); презентационное оборудование с возможностью подключения к компьютеру

— 1 комплект;

флипчарт с комплектом листов/маркерная доска, соответствующий набор письменных принадлежностей — 1 шт.;

единая сеть Wi-Fi.

 

 

Программное обеспечение:

 

–  офисное программное обеспечение;

–  программное обеспечение для трѐхмерного моделирования (AutodeskFusion 360);

–  графический редактор.

 

 

Расходные материалы:

бумага А4 для рисования и распечатки; бумага А3 для рисования;

набор простых карандашей — по количеству обучающихся;

набор чѐрных шариковых ручек — по количеству обучающихся; клей ПВА — 2 шт.;

клей-карандаш — по количеству обучающихся; скотч прозрачный/матовый — 2 шт.;

скотч двусторонний — 2 шт.;

картон/гофрокартон для макетирования — 1200*800 мм, по одному листу на двух обучающихся;

нож макетный — по количеству обучающихся; лезвия для ножа сменные 18 мм — 2 шт.; ножницы — по количеству обучающихся;

коврик для резки картона — по количеству обучающихся; PLA-пластик 1,75 REC нескольких цветов.