"Шахматы в школе"

Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина, настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, зарождают в человеке творческое начало, способность предвидеть и находить нестандартные решения. Игра в шахматы помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал.Шахматы – интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина, настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, зарождают в человеке творческое начало, способность предвидеть и находить нестандартные решения. Игра в шахматы помогает ребенку быстрее адаптироваться к школьным условиям, легче усвоить учебный материал. Программа предназначена для обучения детей, не имеющих навыков игры в шахматы, и призвана помочь им получить базовые знания по предмету. Программа позволяет нивелировать фактор родительской неосведомленности относительно пользы занятия шахматами, помочь ребенку независимо от возможностей семьи познакомиться с предметом. С другой стороны, программа позволяет создать  комфортную  среду  для  одаренных детей,  начинающих «спортивную» жизнь в раннем школьном возрасте. Программа  помогает выявить и поддержать талантливых детей.обоснована дефицитом образовательных программ по шахматам, ориентированных на отделения дополнительного образования детей. Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребенку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса.

преподаватели

Еремеева Ирина Петровна

Содержание программы

1.    Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство с обучающимися. Краткий обзор тем программы. Инструктаж по техники безопасности.
2. Раздел 1. Теоретическая подготовка.
1.1.  История шахмат.
Легенда возникновения шахматной игры, древние шахматы, путешествие шахмат по миру, шахматы в жизни Петра I, Пушкина и других Великих людей.
Форма проведения занятия: беседа.
Форма отслеживания результата: опрос.
1.2.        Правила игры.
Шахматная доска, поля, фигуры, ходы фигур. Ценность фигур.
Буквы, цифры, поля, запись позиции, запись партии.
Понятие дебюта. Принцип игры в дебюте. Ошибки в дебюте.
Линейный мат, мат ферзем, ладьей, двумя слонами.
Миттельшпиль, эндшпиль.
Форма проведения занятия: комбинированная.
Форма отслеживания результата: опрос.
3.    Раздел 2. Общая физическая подготовка.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Подвижные игры и игровые упражнения.
Форма проведения занятия: практическая.
Форма отслеживания результата: выполнение контрольных испытаний.
4.    Раздел 3. Технико-тактическая подготовка.
1.1.        Простые игры с фигурами, лабиринты, взятие фигур, «часовые».
1.2.        Решение стратегических шахматных задач.
1.3.        Игра без записи, игра с записью.
1.4.        Решение творческих заданий.
Форма проведения занятия: практическая.
Форма отслеживания результата: выполнение контрольных испытаний
5.    Раздел 4. Медико-педагогический контроль.
В задачи медицинского обеспечения входят:
- диагностика спортивной пригодности к занятиям оздоровительной гимнастикой;
- оценка его перспективности, функционального состояния, контроль переносимости нагрузок на занятии;
- санитарно-гигиенический контроль за местами для занятий;
- профилактика травм и заболеваний, оказание первой доврачебной помощи.
С этой целью проводятся:
- начальное обследование;
- углубленное и этапное обследование;
- учебно-педагогические наблюдения в процессе учебно-тренировочных занятий.
Все поступающие в спортивную школу предоставляют справку от участкового врача о допуске к занятиям.
6.    Раздел 5. Контрольно нормативные требования
По данной Программе планируется проведение тестирования физической подготовленности обучающихся на которое отводится 2 часа в учебном плане.
         Промежуточное тестирование проводится в январе, итоговое тестирование в мае.
Данное тестирование позволяет установить конечный результат работы, оценить качество и повести итоги учебно-тренировочного процесса и возможность перевода на этап начальной подготовки

Цели программы

Цель программы: создание посредством игры в шахматы благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Результат программы

Ожидаемые результаты по Программе:
- знание правил игры, ценность фигур;
- знать возникновение и историю развития шахматной игры (на уровне начальной школы);
- знать понятия шах, мат, пат;
- владеть шахматной нотацией;
- владеть постановкой мата шахматному королю;
- знать стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии;
- уметь ставить мат в 1 ход разными фигурами;
- уметь ставить мат ферзем, ладьей, линейный мат;
- уметь ставить «детский мат» и защищаться от него;
- уметь играть и записывать партию.
Показателями выполнения программных требований являются: выполнение контрольных нормативов.

Материально-техническая база

1.    Материально-техническое обеспечение программы.
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитар­ными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и на­глядных пособий.
Оборудование:
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- симуляторы игр
- таблицы к разным турнирам;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- бумага для рисования.