Хранители памяти

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, использовании местного регионального компонента, который ранее не подлежал изучению. Каждый учащийся самостоятельно выбирает основное направление деятельности в кружке: экскурсоводы, летописец, краевед.

Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов как история, география, биология, МХК и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.

преподаватели

Сластина Ирина Николаевна, учитель первой квалификационной категории

Содержание программы

Введение

Организация работы школьного музея. Планирование деятельности.
Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами.
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно- вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно- влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Учёт и описание музейных предметов.
Задачи учета и научного  описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Сбор и описание музейных экспонатов.

Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов .
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. 

Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий

Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности.
 Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Родной край в истории Государства Российского.
Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. 

Материальные и духовные объекты культурного наследия.

Создание летописи школы.
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.

Моя семья в истории малой родины.
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий.

Военная слава земляков.
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы. Тыл в годы войны. Работа на сайтах Министерства обороны «Мемориал» и «Подвиг народа»

Подготовка и проведение лекций, классных часов.
Основная тематика – памятные даты и события Великой Отечественной войны.

Исследовательская деятельность юного краеведа.
Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в районных научных конференциях, форумах, участие в конкурсах гуманитарно-экологических проектов,                             конкурсах «Край Нижегородский», «Отечество», интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях.

Виртуальный музей.

Создание электронного банка информации школьного музея. Размещение информации о деятельности кружка на сайте школы.

 

Реставрационно - оформительская работа:
-   составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

-оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов- раскладушек;

-оформление экспозиций, витрин для школьного музея

-уход за экспонатами и их реставрация;

Просветительская деятельность:
-         проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

-    организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

-участие   в   областных,   районных конкурсах  сочинений,     краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

-   сотрудничество с печатными   изданиями;

Экскурсионная:
-   подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы:

-   проведение экскурсий в музее.

 

Цели программы

Обеспечение условий для формирования мотивации личности к познанию истории родного края, развитие творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.

 

Результат программы

Участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, краеведческих , этно-экологических проектах и конкурсах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.

В процессе обучения по программе учащиеся объединения получат возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Реализация познавательного и воспитательного потенциала для формирования исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.

Особые условия проведения

Наличие музея в школе

Материально-техническая база

наличие медиа, интернет ресурсов, школьный музей