Программа Светофорчик

             В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное воспитательное мероприятие, прививающее им дисциплинированность, осторожность, а когда необходимо, и находчивость.

        Совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя пешеход на улице и дороге, тем меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий.

        Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода на улице и дороге следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделает первые шаги, ибо с этого момента он уже пешеход!

         Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о правилах дорожного движения, поведения пешеходов, закрепить навыки правильного поведения на улице и дороге.

          Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно: сначала элементарные – в семье, в детском саду, а затем более углубленные – в школе.

      Нормативно-правовое обеспечение программы

Программа «Светофорчик» разработана в соответствии с нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:

-       Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

-       Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-       Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726;

-       Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-       «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03.2020г.

Направленность – социально-гуманитарная.

Актуальность:

        Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.

Новизна:

        - заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы

Отличительная особенность:

        Отличительная особенность данной программы, от уже существующих в этой области заключается в том, что она предполагает систематическую разноплановую деятельность. Использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Комплексное решение вопросов создаст условия для привития учащимся устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Преимущество программы заключается в разработке содержания и форм работы с учащимися по изучению правил дорожного движения: занятия построены в игровой форме с использованием современных инновационных технологий. Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, отображающих средства регулирования движением и правила их применения.

Педагогическая целесообразность:

          Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.

преподаватели

Лой Елена Яновна

Содержание программы

1. Тема: Готовы ли мы стать пешеходами?

- дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди. В других находятся учреждения - магазины, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы.

2. Тема: Транспорт

 - расширять представления детей о правилах поведения на улице, о дорожных знаках и светофоре.

3.Тема: Светофор и его помощники

- Игра на внимание: “Красный, жёлтый, зелёный”

4. Мы пассажиры

- познакомить с понятием пассажир, приучать быть внимательными при посадке в транспорт. Знакомить с правилами поведения в транспорте.

5. Пусть дорога станет безопасной

- о чем же всегда должны помнить дети – участники дорожного движения и их родители? Сегодня мы поговорим об этом, напомнив вам некоторые правила поведения на дорогах.

6. Я примерный пассажир

- развить представление о необходимости знания правил поведения в общественных местах;

- побуждать детей к использованию в речи вежливых форм обращения;

- воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам.

7. Знаешь сам – научи товарища

8. Дорожные знаки

- познакомить обучающихся с дорожными знаками (видами)

9. Где и как переходить улицу

- дать представление об обстановке на улице и рассказать, как вести себя на улице, учить определять опасные места на дороге, видеть предметы, которые закрывают видимость дороги (деревья, кусты, стоящий транспорт); вырабатывать привычку соблюдать правила безопасного движения в установленных местах и правила безопасного перехода проезжей части.

- пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин

10. Гужевой транспорт

- познакомить детей с гужевым транспортом
(лошади, ослы, олени), со случаями, где и когда они применяются; объяснить, что на таком транспорте необходимо соблюдать правила дорожного движения

11. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке

-  познакомить детей с видами пешеходных переходов: наземный – зебра, надземный – тоннель, подземный; закрепить понятие «пешеход»; объяснить, что для пешеходов существуют свои правила; учить входить в зрительный контакт с другими пешеходами и водителями; закрепить правила поведения на улице

12. Помощники на дороге

- закрепить знания детей о видах транспорта, познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; расширить словарный запас по дорожной лексике; развивать умение оценивать действие пешеходов как правильное – безопасное и неправильное – опасное; воспитывать культуру поведения в роли пешехода и уважения к правилам дорожного движения;

13.  Катание на велосипеде, самокате, роликах

- основные правила катание на велосипеде, самокате, роликах в общественных местах;

- правила по технике безопасности при вождении транспортного средства.

14. Повторение пройденного материала

Открытые занятия для родителей

Цели программы

         Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах района.

Результат программы

1.1.         Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Образовательный:

- овладение базовыми правилами поведения на дороге;

- анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;

- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

- развитие творческих способностей;

- формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный:

- формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

- развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Особые условия проведения

Форма реализации образовательной программы – традиционная.

Организационные формы обучения - занятия проходят по группам. Группы формируются из обучающихся одного возраста.

Материально-техническая база

кабинет, компьютер, проектор