Вокальный ансамбль

Программа позволяет реализовать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные. Данная программа является актуальной, так как помогает, помимо творческих способностей, развивать обще учебные умения у воспитанников, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Методической новизной курса является сочетание вокальной и художественной подготовки обучающихся при подготовке творческих выступлений, а также наличие возможности участия в конкурсах различной направленности.

Педагоги

Составитель (разработчик): Копытина Юлия Андреевна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел 1. Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

Тема 1.1. «Певческая установка» Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у школьников. Формирование личности ребёнка с опорой на музыкальное искусство.
Тема 1.2. «Посадка певца, положение корпуса, головы» Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности.
Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Тема 1.3. «Навыки пения сидя и стоя. Певческое дыхание»
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха.

Раздел 2. Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. Вокально-хоровые навыки.

Тема 2.1 «Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования» Упражнения на развитие артикуляционного аппарата: Упражнения для мимики мышц лица, упражнения для языка и губ.
Тема 2.2. «Естественный свободный звук без крика и напряжения.
Мягкая атака звука» Обучение правильному использованию дыхательной системы для правильной подачи воздуха и звука в головные резонаторы.
Развить правильный посыл дыхания в момент начала звука.
Тема 2.3. «Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание)» Построение правильной амплитуды ощущений: опора дыхания – направленность звукового потока ("звукового столба") – нахождение необходимых резонаторов.

Раздел 3. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

Тема 3.1. «Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.» Ознакомление обучающихся с регистрами певческого голоса; Дать понятие о вокальных
упражнениях на развитие и выравнивание голосовых регистров; Развивать голосовые данные детей, мелодический и гармонический слух, исполнительские навыки двухголосного пения.
Тема 3.2. «Пение нон легато и легато» Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение. Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Раздел 4. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.

Тема 4.1. «Работа над дикцией и артикуляцией» Развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства. развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата.
Тема 4.2. «Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции» Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Тема 4.3. «Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная)» В ансамблевом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию.


Раздел 5. Сценическая хореография.


Тема 5.1. «Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое» Развить: танцевальную выразительность, артистизм, характерность, творческие способности, элементарные пространственные представления о композиционных перестроениях и танцевальных рисунков - фигур, наглядно - образное и ассоциативное мышление, самостоятельное художественное осмысление хореографического материала.

Раздел 6. Вокально-хоровые навыки в исполнительском
мастерстве.

Тема 6.1. «Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.» - учиться эмоциональному выражению на сцене. Учиться правильно пользоваться микрофоном. Закрепить навыки чистого интонирования, четкой и выразительной дикции.
Тема 6.2. «Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями» Формировать у учащихся чувство ритма в музыкальной деятельности,
побуждать их к музицированию на ударных музыкальных инструментах, активизировать музыкально - ритмический слух и способности; формирование умения координировать пение с ритмическими движениями.
Тема 6.3. «Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа» На примере разнохарактерных пьес и упражнений ,изучить разнообразные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, динамические оттенки и т.д.) 

Цели программы

Цель программы: формирование практических умений и навыков коллективной творческой деятельности обучающихся в области вокального искусства через ансамблевое исполнение.

Результат программы

Результатом освоения программы по УП «Вокальный ансамбль» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- овладеют основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;
- умеют исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
- умеют самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
- овладеют навыками пения в ансамбле;
- научатся работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
- получат знания о мировой музыкальной культуре;
- выработают способность выступать на публике;
- получат опыт участия в концертных мероприятиях;
- научатся быть хорошими слушателями;
- будут отличаться творческим подходом к исполнительской и иным видам творческой деятельности;
- повысят уровень своей культуры, а также культуры общения и поведения;
- получат общее развитие, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными;
- пополнят свой “слуховой багаж” на примерах мирового культурного музыкального наследия;
- расширят собственный кругозор посредством посещения театров, музеев, выставок, а также чтением популярной музыкальной литературы.


Реализация программы способствует:
- формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Особые условия проведения

Педагогический контроль.

Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.
Формы контроля:
Текущий контроль. Осуществляется на каждом занятии. Основными методами текущего контроля являются опрос, педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов опроса, выполнения обучающимися практических заданий, участие обучающихся и их активность в мероприятиях, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;
- свобода владением таким навыком как импровизация;
- качество выполнения практического задания;
- культура организации своей практической деятельности;
- творческое отношение к выполнению практического задания.
Промежуточная аттестация проводится по окончании учебного периода.
К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся по дополнительной образовательной программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали.
Итоговый контроль: проводится в конце образовательного модуля в форме публичного ансамблевого исполнения творческого номера.
При оценке результативности освоения обучающимися образовательной программы учитывается их участие в концертах, конкурсах, фестивалях, праздниках.
Формы оценки знаний, умений, навыков.
Общий уровень оценки знаний, умений, навыков, обучающихся определяется на основе средне арифметического балла за все разделы программы.
Все результаты наблюдений за знаниями, умениями, навыками обучающихся измеряются по трёхбалльной шкале:
«1» - проявляется слабо или не проявляются;
«2» - проявляется на среднем уровне;
«3» - проявляется на высоком уровне.
Все баллы по теоретическим и практическим заданиям заносятся в диагностическую карту. Затем баллы складываются и выводится среднее арифметическое по разделам, что определяет условный уровень развития способностей учащегося.
3 – 2,5 баллов – высокий уровень.
2,4 – 1,5 баллов – средний уровень.
Менее 1,4 баллов – низкий уровень.


№ п/п
ФИ обучающегося
Теория
Практика
Уровень

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

- просторный класс со специальным покрытием пола (паркет,
линолеум).
- аудиоаппаратура;
- музыкальная фонотека;
- сценические костюмы;
- наглядные пособия и методические разработки, специальная
литература.
Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, профессиональную подготовку, постоянно повышающийся уровень профессионального мастерства.


Информационно-методическое обеспечение:


- творческие работы преподавателя (спектакли);
- медиатека (отрывки спектаклей, оперы и балета);
- аудиофайлы;
- раздаточные материалы (шаблоны, афиши, предметы для этюдов и др.);
- памятки (ТБ, правила поведения и др.);
- инструкции;
- электронные образовательные ресурсы (см. литература).