"Интеллектуальная радуга"

Программа состоит из системы тренировочных упражнений, специальных игровых заданий, дидактических конкурсных игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является обучение. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребёнка к школьной жизни осуществлять плавный переход от игрового вида деятельности к учебному. Для этого на уроках учитель применяет разного рода игровые приёмы. Он может использовать их как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Игры должны иметь развивающий и познавательный характер. Их целью является расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям. И здесь на первое место выходят именно игры, которые носят интеллектуальный характер.

Педагоги

Красникова Нина Петровна, учитель начальных классов I квалификационной категории

Содержание программы

Раздел 1. Игры на развитие психических познавательных процессов

Теория: Особенности проведения занятий. Понятия «мышление», «интеллект», «игра». Роль интеллектуальных игр в развитии психических познавательных процессов. Правила честной игры. Особенности памяти младших школьников. Определение восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия. Особенности восприятия младших школьников. Беседа о памяти и восприятии. Определение памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Беседа о мышлении и речи. Определение мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Основные формы мышления. Мыслительные операции . Виды мышления. Особенности мышления младших школьников. Определение речи. Особенности устной и письменной речи. Классификации речи. Чувство социальной роли в игре. Коллективизм. Беседа о внимании и воображении. Определение внимания. Виды внимания. Определение воображения. Виды воображения. Внимательность действий в игре. Командная игра. Выявление лидерства. Классифицирование предметов по определённым признакам. Определение процесса ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.

Практика: Игры на знакомство. Игры на развитие памяти и восприятия. Проведение игр разного уровня сложности в соответствии с уровнем развития ребёнка. Подбор новых слов по образцу. Игры на развитие мышления и речи. Инструкции по игре. Сравнение и анализ предметов. Игры на развитие внимания. Нахождение отличий по картинкам, ошибок в тексте, собирание рассыпанных слов, нахождение слов среди напечатанных букв. Рисование настроения по проведённым играм. Дорисовывание геометрической фигуры в какой- либо предмет. Оживление предметов с картинок посредством действий ребёнка. Сочинение рассказов для развития воображения. Организация игр на все 4 органов чувств. Игры на развитие слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса. Диагностика развития внимания. Методика Мюнстерберга. • Выявление внимательности у каждого ребёнка индивидуально с помехами и без помех, методика «Исключение понятий», методика «Запомни числа»

Раздел 2. Игры по учебным предметам

Теория: Мыслит. Значение таких игр и понятия.

Огромно значение игр в кружковой деятельности. Игровая деятельность помогает сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Использование игр как средства воспитания стимулирует познавательный интерес ребёнка. Дети реализуют свои творческие возможности, а также получают новые знания в непринуждённой форме и закрепляют полученные.

Практика: «Своя игра» по русскому языку и литературе. Игра «Что? Где? Когда?» по окружающему миру. Интеллектуальный бумеранг. Игра «Умники и умницы». Математический брейн-ринг. Игра «Счастливый случай» по окружающему миру. Познавательный морской бой. Игра «Сто к одному». «Путешествие по станциям эрудита.— Интеллект — бой»  Итоговое занятие «Самый умный»

Цели программы

Развитие интеллекта и познавательных процессов ребёнка.

Результат программы

Приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о психических познавательных процессах; об интеллектуальных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной игровой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

•        определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

•        в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий;  учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради; учиться работать по предложенному учителем плану;

•        учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

•        учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 Познавательные УУД:

•        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;  делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые  выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших  математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);  находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД:

•        доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);  слушать и понимать речь других;

•        читать и пересказывать текст;  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

•        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

•        описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;  выделять существенные признаки предметов;  сравнивать между собой предметы, явления;  обобщать, делать несложные выводы;  классифицировать явления, предметы;  определять последовательность событий;

•        судить о противоположных явлениях;  давать определения тем или иным понятиям;  выявлять функциональные отношения между понятиями;

•        выявлять закономерности и проводить аналогии.

Материально-техническая база

Оборудование кабинета: ученические столы и стулья, доска, компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитофон.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Перечень оборудования:

•        Наборы цифр

•        Магниты для крепления

•        Фишки из картона

•        Сюжетные картинки

•        Игровые деньги

•        Деревянный молоток

•        Металлический поднос.