"Театр в начальной школе"

Программа отличается  своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой, способна помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

    В то же время театральное искусство (театрализация)

·     способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

·     пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

·     активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.

Педагоги

Бирюк Марина Владимировна, учитель начальных классов I квалификационной категории

Содержание программы

1.     Открытие кружка « Театр в начальной школе»1ч

Теория 1 час : Знакомство с участниками кружка. Игры-знакомства: «Снежный ком»,«Ассоциации», «Я похож…», «Круг друзей». Беседа о задачах и особенностях занятий в театральном кружке. Краткие сведения о театральном искусстве. Выявление артистических способностей у обучающихся.

       2.Знакомство с театральными профессиями 1ч

Теория 1 час : Знакомство с профессиями актер, режиссер, осветитель, гример, костюмер и другими. Отличие кукольного и драматического театра. Профессии в кукольном театре. Театральный словарь. Кукольный театр, детский театр, драматург, спектакль, актер, режиссер, афиша, композитор, художник, роль, пьеса, пауза, действие, ремарка, грим, костюм, декорации, бутафория, театральный билет, партер, премьера, программка, скоморохи, фантазия, сцена, фойе, кулиса.

3.     Сюжетно – ролевая игра «Театр» 2 ч

Практика 2 час : Знакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»)

Познакомить детей с закулисьем – секретами театра.

4.     «Слушание сказки «Колобок» 1ч

Теория 1 час: Вспомнить знакомую сказку.

5.     Разучивание и показ сказки «Колобок»1 ч

Практика 1 час: учить распределять роли, передавать голосом, движением

 характеры  .

6.     «За орехами» 1ч

Практика 1 час : Развитие моторики: Игра «Во поле орешина»;

«Ловкие пальцы», «Пять маленьких мышат», «Цветок».

7.     Игра: «Кто в домике живет?»1 ч

Практика 1 час: Разучить новую игру; выучить текст; побуждать детей к

согласованным совместным действиям

8.«Потешный ларчик» 2ч

Практика 2 часа : Активизировать словарь детей, вызвать желание у всех детей участвовать в драматизации потешки.

9.Чтение пьесы Лоры Поляк «Репка» 1ч

Теория 1 час: Чтение пьесы, упражнение по развитию речи. Развиваем речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи.

10. Этюды «Идём по лесу» « Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я». 2 ч

Теория 1 час: Беседа с детьми

Практика 1 час : ряженье в костюмы, имитационные этюды

11. «Волшебный сундучок» 1ч

Практика 1 час:  Разучивая слова, обогащать словарный запас обучающихся, развивать актерские данные у детей.

12. Чтение сказки «Теремок», театральная игра «Теремок»2 ч

Теория 1 час: чтение сказки « Теремок»

Практика 1 час: Перевоплощение детей в героев сказки , дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, импровизация сказки « Теремок».

13. « Игры с бабушкой Забавушкой»1ч

Практика 1 час : Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

14. Сказка из сундучка «Лиса и зайцы»1ч

Практика 1 час: учить детей имитировать движения животных.

15. Спешим на представление «Где солнышко?»1ч

Теория 1 час : Формирование у детей чувство уверенности при выступлении перед зрителем, ролевая игра – « Где солнышко»

16. Театральные мини-постановки «Девочка - рёвушка», «Перчатки», «Лисички» 1 ч

Практика 1 час: развивать умение строить диалог между героями, развивать выразительность речи.

17. Репетиция драматизации сказки «Глупый мышонок» 3ч

Практика 3 часа :  учить детей играть в знакомую сказку, закрепить умение передавать голосом речевые интонации различных персонажей.

18. Викторина «Мы любим театр»1ч

Практика 1 час: вовлечь детей в игровой сюжет, проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке.

19. Драматизация  сказки «Глупый мышонок»

Практика 1 час : выступление перед детьми младших классов.

 20.Культура и техника речи (игры и упражнения)1ч

Практика 1 час: совершенствование четкости произношения ( дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

21. Сказка «Красная Шапочка»1ч

Теория 1 час: чтение сказки «Красная шапочка»

22. Репетиция сказки «Красная шапочка»3ч

Практика 3 часа : Распределение ролей. Совершенствование памяти, внимания, совершенствование общения детей. Работать над голосом, продолжать работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры.

23. Свет мой зеркальце скажи 1ч

Практика 1 час : Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

24. Показ сказки «Красная шапочка»1ч

Практика ( 1 час): Творческий отчет по театральной деятельности.

 25.Театральные игры на зрительную память, внимание, «Любитель-рыболов»1ч

Практика: Развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство ритма, умение действовать с воображаемыми предметами.

26. Заключительное занятие (1 час)

 Практика (1 час): мониторинг, подведение итогов за год.

Цели программы

Воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и проявлении себя в общении  и в творчестве.

Результат программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  Овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школь­ником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы    УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·        потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·        целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·        этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·        осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·        понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·        планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·        осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·        анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·        пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·        понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·        проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·        включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·        работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·        обращаться за помощью;

·        формулировать свои затруднения;

·        предлагать помощь и сотрудничество;

·        слушать собеседника;

·        договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·        формулировать собственное мнение и позицию;

·        осуществлять взаимный контроль;

·        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

·        читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·        выразительному чтению;

·        различать произведения по жанру;

·        развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·        видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·        сочинять этюды по сказкам;

·        умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Материально-техническая база

Техническое оснащение:

1.Ноутбук, колонки

2.Компьютер, видеопроектор

Методический материал:

 Театральная ширма

 Разные виды кукольных театров:

       - пальчиковый;        

       - конусный;

       - теневой;

       - би- ба- бо (перчаточный);

       - масочный;

       - игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы).

 Демонстрационный материал:

     - подборка иллюстраций;

     - подборка скороговорок, потешек, пословиц;

     - фотоальбом о разных видах театра;

     - конспекты сценариев (спектаклей);

      - презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»;

      - папка-передвижка «Кто работает в театре»;

    - литературные произведения.