«Петелька за петелькой»

Ручное вязание – старинное народное ремесло. Люди вяжут не только для того, чтобы сделать нужную, красивую, может быть, единственную в своем роде вещь. Процесс вязания приносит человеку радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в привычном и повседневном быту красоту и гармонию. Однако, ручному вязанию нужно учиться.

Одной из задач, стоящих перед школой, является художественное образование и эстетическое воспитание обучающихся, способствующие формированию чувства прекрасного, высокого эстетического вкуса, умения понимать, ценить красоту окружающей действительности. Кружковые занятия помогут детям реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А также способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалами и инструментами. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. Сколько радости доставят родным связанные ребенком шарф, кофта, сумочка! Ведь вещи хранят тепло детских рук, которые ее создали.

Педагоги

Шафикова Алеся Асхатовна

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Спицы, нитки. Положение рук при вязании спицами.

Теория: Вводное занятие. Знакомство педагога с учащимися. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе со спицами и крючком. Практика: Вязание спицами.

Форма контроля. Педагогическое наблюдение.

Тема 2. Вязание спицами.

Практика: Набор петель.

Тема 3. Лицевые петли.

Теория: Показать детям как набирать лицевые петли.

Практика: Самостоятельно набрать петли.

Тема 4. Квадрат лицевыми петлями.

Теория: Показать детям как изготовить деталь квадрат.

Практика: самостоятельно связать квадрат лицевыми петлями.

Тема 5. Коврик для куклы лицевыми петлями.

Теория. Показать детям как изготовить коврик для куклы лицевыми петлями. Практика: самостоятельно связать коврик для куклы лицевыми петлями.

Тема 6. Изнаночные петли.

Теория: Показать детям как набирать изнаночные петли. Практика: самостоятельно набрать изнаночные петли.

Тема 7. Квадрат изнаночными петлями.

Теория: Показать детям как изготовить деталь квадрат. Практика: самостоятельно связать квадрат изнаночными петлями.

Тема 8. Лицевая вязка.

Теория: Показать детям лицевую вязку. Практика: самостоятельно изготовить полотно лицевой вязкой.

Тема 9. Шарфик для куклы лицевой вязкой.

Теория: Показать детям как изготовить шарфик для куклы лицевой вязкой. Практика: самостоятельно связать шарфик для куклы лицевой вязкой.

Тема 10. «Резинка». Чередование лицевых и изнаночных петель.

Теория: Показать детям чередование лицевых и изнаночных петель. Практика: самостоятельно.

Тема 11. Повязка на голову вязкой «резинка».

Теория: Показать детям технологию вязания резинки. Практика: самостоятельно связать.

Тема 12. Узор «шашечки»

 Теория: Показать детям технологию вязания узора «шашечки». Практика: самостоятельно связать.

Тема 13. Узор рельефный

Теория: Показать детям технологию вязания узора «рельефный». Практика: самостоятельно связать.

Тема 14. Узор «путанка»

Теория: Показать детям технологию вязания узора «путанка». Практика: самостоятельно связать.

Тема 15. Узор «косичка»

Теория: Показать детям технологию вязания узора «косичка». Практика: самостоятельно связать узор «косичка».

Тема 16. Выставка работ.

Практика: Выставка работ узоров. Форма контроля. Педагогическое наблюдение.

Тема 17. Техника безопасности при работе с крючком.

Теория: Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с крючком.

Тема 18.  Крючок, нитки. Положение рук при вязании крючком. 

Теория: Знакомство с крючком.

Тема 19. Материалы и инструменты для вязания. Положение рук.

Теория: Материалы и инструменты для вязания. Положение рук.

Тема 20. Нитки, крючок, воздушная петля, цепочка.

Теория: Показать детям, как набрать воздушную петлю. Практика: самостоятельно.

Тема 21. Поясок для кукол.

 Теория: Показать детям виды и технологию поясков. Практика: Самостоятельно связать.

Тема 22. Полустолбики.

Теория: Показать детям, как набрать полустолбики. Практика: самостоятельно провязать.

Тема 23. Столбики без накида.

 Теория: Показать детям, как набрать столбики без накида. Практика: самостоятельно провязать.

Тема 24. Ряд, высота ряда.

Теория: Рассказать детям, что такое ряд и высота ряда.  Практика: самостоятельно распределить высоту ряда, отталкиваясь от толщины пряжи.

Тема 25. Цветовые сочетания при вязании.

Теория: Рассказать детям какие цвета и как их можно сочетать. Практика:  Применить на практике вязку разными, сочетаемыми нитями.

Тема 26. Столбики без накида. Одеяло для куклы (смена цвета).

Теория: Рассказать детям, как связать цветное одеяло для куклы. Практика: самостоятельно связать, вязкой столбик без накида, одеяло для куклы со сменой цвета.

Тема 27. Изготовление помпонов.

Теория: Рассказать технологию изготовление помпона. Практика: Самостоятельно изготовить.

Тема 28. Вязание по кругу столбиками без накида.

Теория: Объяснить детям технику круговой вязки. Практика: самостоятельно вяжут.

Тема 29. Узор «ажурная сетка»

Теория: Показать детям технологию вязания узора «ажурная сетка». Практика: самостоятельно связать узор «ажурная сетка».

Тема 30. Узор «из клеточек»

Теория: Показать детям технологию вязания узора «из клеточек». Практика: самостоятельно связать узор «из клеточек». 

Тема 31. Узор «двойная сеточка»

Теория: Показать детям технологию вязания узора «двойная сеточка». Практика: самостоятельно связать узор «двойная сеточка». 

Тема 32. Узор «тканевое плетение»

Теория: Показать детям технологию вязания узора «тканевое плетение». Практика: самостоятельно связать узор «тканевое плетение».

Цели программы

обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся через занятия рукоделием

Результат программы

К концу обучения дети должны знать:

- названия предметов и материалов, используемых в работе;

- названия видов столбиков при вязании крючком и названия петель при вязании двумя спицами.

- правила поведения, ТБ.

- историю возникновения вязания;

- сведения о нитках, крючках, спицах;

- основные элементы вязания;

- цветовую композицию при выборе ниток;

К концу обучения дети должны уметь:

- готовить свое рабочее место и содержать его в порядке;

- вязать ровную цепочку;

- выполнять без ошибок столбик без накида;

- выполнять под руководством педагога прибавление петель в круге, соединение их полустолбиком;

- правильно начинать и заканчивать ряд;

- вязать квадрат с ровными краями;

- уметь различать и считать в вязаном изделии ряды, столбики без накида, столбики с накидом, воздушные петли;

- соблюдать правила поведения на занятии, правила при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом;

- готовить материал к работе;

- подбирать нитки по цвету;

- читать схемы, строить выкройки;

- выполнять простые кружева крючком, вязать на двух спицах.

Особые условия проведения

Определенных целей в освоении навыков и умений можно достичь при продолжительности обучения в 1 год. Реализация поставленных целей возможна при организации учебного процесса в виде уроков, индивидуальных занятий.

Теоретические блоки программы построены таким образом, чтобы познакомить учащихся с разными видами вязания крючком и спицами.

Материально-техническая база

различные виды пряжи (шерсть, полушерсть, объемная),

спицы разных размеров, крючки по номерам, ножницы, альбом, карандаши,

сантиметровая лента, шкаф для пряжи и литературы,